Формирование финансовой грамотности у учащихся
Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию. Финансовая грамотность включает в себя понимание роли денег в жизни человека, умение эффективно распорядиться ими и принимать осознанные решения при планировании покупок и в целом расходов и доходов, получении кредитов, страховании и инвестировании, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Финансовая математика – это инструменты для решения расчетных бытовых задач. Речь идет, прежде всего, об аппарате и методах расчетов, необходимых при финансовых операциях, когда оговариваются значения трех параметров:
- стоимостные характеристики (размеры платежей, кредитов, долговых обязательств),
- специфические элементы (процентные и учетные ставки),
-временные данные (даты и сроки выплат, отсрочки платежей, продолжительность льготных периодов).
Финансовая математика исследует зависимость между этими параметрами и на их основе разрабатывает методы решения финансовых задач. Все, что нужно знать, чтобы освоить финансовую математику – это геометрическая прогрессия, степенная функция, процентные и в редких случаях логарифмические вычисления и решения систем уравнений. Когда решаются задачи, связанные с вопросами финансовой грамотности, это существенно влияет на умение человека анализировать ситуацию. Это не надуманная в теории модель – это реальная работа практической жизни, которая потом будет нужна каждому ребенку.
В 2019-2020 в рамках городского методического объединения учителей математики была разработана и успешно реализована Дорожная карта по развитию математической, финансовой грамотности у учащихся. В рамках методической работы города были проведены серии заседаний Методического кластера под руководством Носач Е.А., Серебрякова И.П. Темы заседаний:
- «Финансовая грамотность. Разнообразные формы работы" ;
- «Механизмы формирования финансовой грамотности в МБОУ "Лицей".
В течение трех лет проводим открытые городские лекции - практикумы по теме «Банковские задачи» для старшеклассников города. Нами выработаны методические рекомендации для студентов ЛПИфСФУ по способам решения банковских задач. В 2020 году был представлен мастер-класс «Экономические задачи: способы решения», «Финансовый клуб» ЛПИфСФУ.
Все учителя математики, начальной школы успешно прошли обучение на курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». Результат обучения, защита проектов.
- Проект «Страхование как способ защиты и накопления. Разработка урока по финансовой грамотности для учащихся 10 класса по теме «Пенсионное накопительное страхование - альтернатива вкладам», «Страхование гражданской ответственности», Автострахование».
- Совместно с ЛПИСФУ был разработан финансовый веб-квест для учащихся 8,9 классов по теме «Управление денежными средствами семьи»
- Веб-квест «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов
https://sites.google.com/view/fingram-lesosibirsk/%D0%B2%D0%B5%D0%B1-%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82
Учителя математики Носач Е.А. и Брагина Н.А. было создано учебное пособие с авторскими задачами. Задачи по темам финансовой грамотности носят обучающий характер. Каждая задача этого сборника предполагает осмысление ситуации для принятия осознанного решения либо осмысление полученного результата. В учебном пособии систематизирована информация о способах и приемах решения задач с экономическим содержанием, которые рассчитаны не только на будущих финансистов или экономистов, но и на школьников, изучающих математику по обычной программе общеобразовательной школы. Презентация сборника задач по финансовой грамотности на состоялась на городском методическом объединении. Рецензию на сборник написала Доцент кафедры высшей математики ЛПИ-филиала СФУ, кандидат педагогических наук Т.В.Захарова.
- Интерактивный сборник задач по финансовой грамотности в формате LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pnp2twboj20 Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А.
Опыт работы представляли на III Всероссийской научно-практической конференции, ЛПИ - филиала СФУ.
Каждый год дети успешно принимают участие в Краевом семейном фестивале по финансовой грамотности. Дети и учителя получают за участие призы и сертификаты соорганизаторов фестиваля.
В результате наблюдается позитивная динамика качества обученности по финансовй грамотности с 61,75% по 67, 5% учащихся 5,6 классов.
В региональном конкурсе «Финансовый режиссер», учащиеся 10 класса стали победителями в номинации «Лучший игровой видеоролик по финансовой грамотности», 2019 года. https://yadi.sk/i/6simDoOkQu2-iA
Во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 100 человек, из них 1 победитель, 13 призеров.
Во II Региональном конкурсе методических разработок по учебному курсу «Основы финансовой грамотности», Носач Е. А., призер.
2019-2020
- Региональный конкурс «Финансовый режиссер», 1 место в номинации «Лучший игровой видеоролик по финансовой грамотности» https://yadi.sk/i/6simDoOkQu2-iA
- Диплом призера II Регионального конкурса методических разработок по учебному курсу «Основы финансовой грамотности», Носач Елена Анатольевна. В номинации «Лучшие методические материалы по финансовой грамотности в форме презентации»
- Презентация сборника задач по финансовой грамотности. Интерактивная версия https://learningapps.org/watch?v=pv9dbiw9k20
- Веб-квест «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов https://sites.google.com/view/fingram-lesosibirsk/%D0%B2%D0%B5%D0%B1-%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82 в сооавторстве ЛПИфСФУ и Носач Е.А.
- Инструкция к веб-квесту «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов http://momathlesoseb.ru/2021/02/08/%d0%b2%d0%b5%d0%b1
- Мастер-класс «Экономические задачи: способы решения», «Финансовый клуб» выступление для студентов ЛПИСФУ Брагина Н.А., Носач Е.А.
2021-2022
- 1 место в конкурсе видеороликов «Финансовые истории моей семьи» в номинации «Экономим с умом!». Руководитель Е.А.Носач
https://www.youtube.com/watch?v=JnCv65lSTDw&list=PLgnpx6DgDgoc9quly4BGomeZg_w5_bfo2&index=2
- 2 место в Муниципальном конкурсе программ по ДОП образованию. «Фабрика идей «ФинГрам»». Автор-составитель Е.А.Носач https://vk.com/public207689589
- победа в конкурсе эссе совместно с Молодежным Правительством Красноярского края. Руководитель Е.А.Носач https://vk.com/wall-144103297_7635
- победа в конкурсе видеороликов «Финансовые истории моей семьи» в номинации «Финансовая поэзия». Руководитель Е.А.Носач https://www.youtube.com/watch?v=x61duHPm2-g&list=PLgnpx6DgDgocSYxHIEkAGgVpJCC5YAj7D&index=4
- Региональный атлас образовательных практик
https://atlas-du.kipk.ru/?ResultView=0&PeriodId=10004&mmcids=30641&typeids=&ceresultids=
- Всероссийский кейс-чемпионат по предпринимательству и экономике, лауреаты https://olymp.hse.ru/championship/ И.П.Серебряков
- Проект «Страхование как способ защиты и накопления» Разработки уроков по финансовой грамотности для учащихся 10 класса по теме «Пенсионное накопительное страхование - альтернатива вкладам», «Страхование гражданской ответственности», «Автострахование»
2023-2024
- интервью Е.А. Носач НИА г.Красноярск https://24rus.ru/news/society/198181.html
- интервью Е.А. Носач Краевая государственная газета «Наш Красноярский край» https://gnkk.ru/news/uchitel-iz-lesosibirska-zapustila-sv/
- конкурс видеороликов «Финансовые истории моей семьи» в номинации «Осторожно, мошенники!» https://vk.com/public207689589?z=video-207689589_456239023%2Fce29fb5ab7f14ab491%2Fpl_wall_-207689589
- Окружное совещание «Лицейский ФинГрам»: заметки из опыта работы команды МБОУ «Лицей». Мастер-классы по внедрению проектной технологии, игры, технологии проблемного обучения. Носач Е.А., Брагина Н.А., Серебряков И.П.
- Региональная олимпиада «Экономика и учет – шаг к успешному бизнесу», 3 место учащаяся 11 класса, руководитель Е.А.Носач
- Победа в региональном конкурсе видеороликов «Финансовые истории моей семьи» в номинации «Финансовый мультфильм», учащийся 8 класса, победа в номинации «Семейный рассказ», учащаяся 7 класса. Руководитель проекта Серебряков И.П.
2024-2025
- Региональная олимпиада «Экономика и учет – шаг к успешному бизнесу», 2 место команда старшеклассников; 2 место учащаяся 11 класса. Руководитель Е.А.Носач.
- Окружной семинар «Актуальные вопросы формирования финансовой грамотности», Е.А.Носач, И.П.Серебряков, Н.А.Брагина
- Всероссийский онлайн-вебинар «Инструменты оценивания при формировании финансовый грамотности», Е.А.Носач, И.П.Серебряков, И.А.Копейкина
- VIII Краевой педагогический Марафон «От базовых результатов к результатам высоких достижений»